Интервью с логопедом-дефектологом Биксан Мариной Александровной
Марина Александровна, расскажите когда следует обращаться к логопеду?
Очень часто родители малышей задают вопрос – когда следует обращаться к логопеду? Не следует откладывать визит к логопеду в случае, когда при общении с ребенком вы замечаете неправильное произношение звуков, заикание, непонимание речи, отставание речевого развития ребенка.
К логопеду следует обращаться, если:
• малыш в возрасте 2 лет не говорит слов;
• в 3-3,5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
• в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
• он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
• в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
• в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»); ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Чем может помочь логопед ребенку?
• Провести логопедический массаж.
• Справиться с проблемой задержки развития речи в раннем возрасте.
• Научить правильно произносить звуки.
• Научить ребенка самостоятельно составлять рассказы, пересказы.
• Обучить ребенка грамоте, чтению и письму.
• Справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией).
• Сформировать слоговую структуру слова.
• Сформировать правильный темп речи (при тахилалии и брадилалии).
Чем интересны занятия логопеда?
Занятия проводятся индивидуально. Присутствие родителей на занятии – приветствуется!
Занятия проходят в игровой форме, с использованием различных речевых и дидактических игр.
Занятия – комплексные, т.е. включают в себя и постанову звуков, и автоматизацию их на речевом материале, и развитие артикуляторных навыков, и развитие мелкой моторики.
Обязательно родители заводят тетрадку для домашних заданий! Качественное и своевременное выполнение домашнего задания - залог успешной и быстрой автоматизации любого звука.
Логопедический массаж проводится курсом 10 процедур. Это очень хорошо стимулирует дальнейшее развитие артикуляционного аппарата и в частности речевого развития.
Почему занятия логопеда часто проходят совместно с занятиями психолога и лечением невролога?
Очень часто нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства, связанного с поражением головного мозга. Поэтому если логопед направляет Вашего ребенка на консультацию к неврологу или психологу, не нужно воспринимать это как желание навредить вашему малышу. Раннее выявление проблемы, начатое лечение или психокоррекция только усилят эффективность занятий над развитием речи. Поверьте, совместная поддержка логопеда, психолога и невролога дает более устойчивые результаты при любом речевом нарушении.